Logo
17 Апреля 2024 г,
Среда

Антиутопии становятся явью?

 06:30  01/03/2021  0

Главная статья

Антиутопии становятся явью?

Читая книгу Клауса Шваба "COVID-19: Великая перезагрузка", я почему-то вспоминал трагическое событие, которое произошло с первыми людьми в раю. Дьявол в образе змия искусил Еву и Адама сладкими словами "будете как боги", они вкусили запретный плод и были изгнаны из рая. А вот президент Всемирного экономического форума (ВЭФ) профессор Клаус Шваб обещает человечеству возвращение в рай, который он назвал "инклюзивным капитализмом". На этот раз дьявол решил выступить в образе сладкоголосого профессора. Но если человечество повторит ошибку первых людей, то с этой грешной земли оно может переместиться в ад, вернее, электронный концлагерь.

Возможность подобного развития событий предчувствовали многие талантливые и прозорливые люди. Например, писатели, работавшие в жанре антиутопии. Такие, как Герберт Уэллс (роман "Машина времени", 1895 г.), Евгений Замятин (роман "Мы", 1920 г.), Олдос Хаксли (роман "Дивный новый мир", 1932 г.), Карел Чапек (роман "Война с саламандрами", 1936 г.), Джордж Оруэлл (повесть "Скотный двор", 1945 г.; роман "1984", 1948 г.), Рэй Брэдбери (роман "451 градус по Фаренгейту", 1953 г.) и др.

Видно, что профессор Клаус Шваб – человек начитанный. Уверен, что со многими литературными произведениями в жанре антиутопии он знаком. Кроме того, он не может не подозревать, что, по крайней мере часть читателей его книги, с недоверием отнесется к обетованиям "дивного нового мира", к которому, якобы, человечество придет через "Великую перезагрузку".

И как бы упреждая сомнения и подозрения читателя, Шваб прямо говорит ему: предлагаемое мною будущее не имеет ничего общего с антиутопиями. Но, по сути, получается наоборот: антиутопии становятся явью.

Один из разделов книги так и называется "Риск антиутопии" (The risk of dystopia). Хотя он в этом разделе не упоминает роман Джорджа Оруэлла "1984", однако в рассуждениях профессора он подразумевается. Более конкретно: подразумевается главный загадочный герой романа по имени "Большой Брат" (Big Brother) – единоличный лидер государства Океания и партии "Ангсоц". В Лондоне – столице Океании, где происходят все основные события романа, развешаны плакаты с портретом и сопровождающей надписью: "Большой Брат смотрит на тебя" (другой вариант: "Большой Брат следит за тобой"). Большого Брата живьем никто не видел. Зато он как всеведущий бог видит и слышит всех. Для этого в Лондоне и за его пределами у Большого Брата имеются многочисленные "глаза" и "уши". В жилых помещениях и офисах развешаны телекраны, которые вещают круглосуточно, поддерживая нужный дух и политическую сознательность членов партии. Но, оказывается, телеэкраны не только вещают и показывают. Они одновременно следят за человеком. Выражаясь современным языком, работают в режиме видеокамеры. Такие же закамуфлированные видеокамеры развешаны по городу. Герои романа Уинстон Смит и его возлюбленная девушка Джулия, выехав тайком за пределы Лондона для свидания, встречаются в лесу. Но и там они разговаривают шепотом, поскольку опасаются, что по лесу развешаны микрофоны. Можно только удивляться, как мог такое предвидеть Джордж Оруэлл 73 года назад, когда писал свой роман.

Помимо технических средств у Большого Брата есть еще уши и глаза в виде людей. В принципе каждый сознательный член партии должен доносить на других людей, которые нарушают установленные Большим Братом правила жизни. И не только члены партии. Дети, как мы видим по роману, доносят на своих родителей, муж на жену и наоборот.

Клаус Шваб пишет о тех достижениях науки и техники XXI века, которые превзошли фантазию Джорджа Оруэлла: "Теперь, когда информационные и коммуникационные технологии пронизывают почти все аспекты нашей жизни и формы социального участия, любой цифровой опыт, который мы имеем, можно превратить в "продукт", предназначенный для мониторинга и прогнозирования нашего поведения. Из этого наблюдения рождается мысль о возможности риска превращения антиутопии в реальность".

В упомянутом разделе Клаус Шваб предпочитает ссылаться не на классиков литературной антиутопии, а на современников, представляющих разные отрасли знания. Первая из них – Шошана Зубофф (Shoshana Zuboff). Судя по всему, она потомок выходцев из России. Наверное, правильнее было бы ее представить как Шошану Зубову. Родилась в 1951 году. Американский писатель, социальный психолог, философ, профессор Гарварда.

Второе имя – Юваль Ной Харари (Yuval Noah Harari). Израильский писатель-футуролог, работает в жанре нон-фикшн. Его перу принадлежат бестселлеры "Sapiens. Краткая история человечества" и "Homo Deus. Краткая история будущего". Их совокупный тираж – свыше 30 млн экземпляров (на самых разных языках). К прогнозам израильского гуру (хотя ему еще лишь 43 года) прислушиваются топ-менеджеры и аналитики Силиконовой долины.

Третий – Евгений Морозов (Evgeny Morozov) – обозреватель британского издания Guardian, автор нескольких книг по вопросам технологий и политики.

Спасибо профессору Швабу. Благодаря его ссылкам на указанных специалистов я смог познакомиться с некоторыми их работами и существенно расширил свой кругозор. А главное, упомянутые авторы в один голос говорят о том, что развитие современных цифровых и коммуникационных технологий почти не оставляет человечеству надежды на то, что оно не окажется в том состоянии, которое описано в романах-антиутопиях. Т.е. "риск превращения антиутопии в реальность", выражаясь словами Шваба, крайне высок.

Можно даже сказать более определенно: "Великая перезагрузка" для того и задумана, чтобы Большой Брат следил за человечеством. Все они так или иначе полагают, что в 2020 году произошло резкое усиление контроля над человеком отчасти по причине, а отчасти под предлогом такого фактора, как COVID-19.

Что самое неприятное: даже если действие указанного фактора прекратится, контроль над человеком сохранится. А если этого контроля окажется властям недостаточно, то не исключено, что они спровоцируют еще какое-нибудь событие, которое позволит еще туже закрутить гайки контроля. Организовать какой-нибудь террористический акт наподобие 11 сентября 2001 года. Или напустить еще какой-нибудь вирус. Или, если уже ничто не поможет, начать какую-нибудь войну.

В общем оценки будущего, сделанные названными выше авторами, мягко говоря, проникнуты тревогой и окрашены в мрачные цвета. Это констатирует сам Шваб. Например: "Некоторые социальные комментаторы, такие как Евгений Морозов, идут еще дальше, убежденные, что пандемия предвещает темное будущее технототалитарного государственного надзора".

Клаус Шваб неоднократно ссылается на Юваля Ноя Харари. Этот писатель-футуролог подчеркивает, что научно-технические достижения в деле слежения за человеком сегодня уже далеко превзошли все те технологии, которые описаны в романах-антиутопиях Джорджа Оруэлла и других писателей. Если раньше, например, электронный браслет позволял контролировать лишь местоположение объекта контроля, то сегодня объем информации об объекте (человеке), поступающей через браслет, намного больше. Теперь, например, браслет уже позволяет измерять круглосуточно температуру и пульс человека (скоро миллионы и миллиарды людей убедят надеть такие браслеты для того, чтобы более эффективно бороться с разными пандемиями). Но и это еще не все возможности чудо-браслетов. Далее мы читаем: "Но, если вы сможете следить за тем, что происходит с моей температурой, кровяным давлением и частотой сердечных сокращений, пока я смотрю видеоклип, вы можете узнать, что заставляет меня смеяться, что заставляет меня плакать и что действительно заставляет меня сердиться. Очень важно помнить, что гнев, радость, скука и любовь – это биологические явления, такие же как жар и кашель. Та же технология, которая определяет кашель, может также определять смех. Если корпорации и правительства начнут массово собирать наши биометрические данные, они смогут узнать нас намного лучше, чем мы знаем самих себя, и тогда они смогут не только предсказывать наши чувства, но и манипулировать нашими чувствами и продавать нам все, что они хотят, будь то продукт или политик".

И далее Клаус Шваб приводит пример, взятый из статьи Харари: "Представьте себе Северную Корею в 2030 году, когда каждый гражданин должен носить биометрический браслет 24 часа в сутки. Если вы слушаете речь Великого Вождя, и браслет улавливает явные признаки гнева, вам конец". Того, что в ближайшее время может быть в арсенале средств наблюдения у "Великого Вождя",и в помине не было у Большого Брата из романа "1984". Непонятно только, почему в качестве Великого Вождя выступает руководитель Северной Кореи.

Ведь вся "Великая перезагрузка", в конечном счете, затеяна ради того, чтобы на планете на обломках национальных государств было создано Единое мировое государство. А во главе этого Всемирного государства должен встать Всемирный Вождь.

И отнюдь не руководитель Северной Кореи, а тот, кого православные люди называют антихристом. Этот антихрист будет, безусловно, опираться на те технологии контроля и управления людьми, которые уже созданы и еще будут созданы в ходе "Великой перезагрузки".

Обращу особое внимание на упоминаемую Клаусом Швабом Шошану Зубофф. Еще до событий прошлого года она написала несколько книг, которые посвящены именно четко обозначившейся в XXI веке тенденции усиления наблюдения за человеком. В качестве наблюдателей выступают государство и частные корпорации. Первым наблюдение нужно для укрепления власти. Вторым – для получения дополнительных прибылей. Вот главные работы этой дамы: "В эпоху умных машин: будущее работы и власти" (1988); "Экономика поддержки: почему корпорации терпят поражение, люди и следующий эпизод капитализма" (2002); "Эпоха надзорного капитализма: борьба за будущее человечества на новых границах власти" (2018).

Наиболее известна последняя книга Шошаны Зубофф, вот ее оригинальное название: "The Age of Surveillance Capitalism: The Fight for a Human Future at the New Frontier of Power". Термин "Surveillance Capitalism" на русский язык можно перевести по-разному: "Надзорный капитализм", "Капитализм слежения", "Капитализм слежки", "Шпионский капитализм" и т.п. С легкой руки профессора Шошаны Зубофф термин "Surveillance Capitalism" получил большую популярность, стал использоваться не только журналистами, но также политиками, социологами, философами.

Клаус Шваб отмечает, что данная книга "содержит предупреждение о том, что клиентов _

Оставить комментарий

РЕКОМЕНДАЦИИ К РАЗМЕЩЕНИЮ КОММЕНТАРИЕВ:
1) Не употребляйте ненормативную лексику.
2) Не оскорбляйте автора статьи или авторов комментариев.
3) Не размещайте в поле комментария статьи других авторов или ссылки на них.
4) Комментируя статью, не отклоняйтесь от ее тематики, не вступайте в перепалку с собеседниками.
5) Не размещайте в комментариях рекламную информацию.
6) Не допускайте в комментариях разжигания межнациональной розни.
ПРИМЕЧАНИЯ:
- Авторы публикаций не вступают в переписку с комментаторами и не обсуждают собственные с материалы.
- Редакция не несет ответственности за содержание комментариев.
АДМИНИСТРАЦИЯ САЙТА ПРЕДУПРЕЖДАЕТ – категорически запрещено обсуждать в форуме политику редакции или действия модератора, а так же распространять личные сведения о сотрудниках редакции и владельцах сайта.

Еженедельный гороскоп:
horoscope

Связь с редакцией:
 mahalya@list.ru