Logo
30 Ноября 2022 г,
Среда

Что представлено на выставке «Сокровища оазисов Узбекистана» в Лувре

 09:56  25/11/2022  0

Новости

Выставка «Сокровища оазисов Узбекистана. На пересечении караванных путей» стала первой выставкой об истории Центральной Азии в Лувре. Организаторы уверены, что она пробудит интерес посетителей к стране. Корреспондент «Газеты.uz» был в числе журналистов, которые первыми увидели выставку.


Выставка «Сокровища оазисов Узбекистана. На пересечении караванных путей» открылась 23 ноября в парижском музее Лувра. До открытия для публики выставку посетили президенты Узбекистана и Франции Шавкат Мирзиёев и Эммануэль Макрон. Корреспондент «Газеты.uz» был в числе журналистов, которым показали выставку.
Показ экспозиции в одном из крупнейших художественных музеев мира, ежегодно привлекающем 10 миллионов туристов, продлится до 6 марта 2023 года. Выставка рассказывает об истории Великого шёлкового пути, который проходил через южную часть нынешнего Узбекистана.
В экспозиции представлены предметы монументального и станкового искусства, настенные росписи, резные детали дворцов, предметы декоративно-прикладного искусства. Всего посетители могут увидеть 138 редких предметов, охватывающих период с V—VI веков до нашей эры до эпохи правления Темуридов. Они размещены в зале Ришелье и исламском отделе музея.
Специально для выставки специалисты Узбекистана и Франции отреставрировали 70 предметов. Реставрационные работы велись несколько лет — они начались в 2017 году.

Предметы выставки размещены в пяти разделах.

Зал Дальварзинтепа и Халчаяна



В этом разделе представлены необожжённые глиняные скульптуры периода Кушанской империи, Буддийских статуй и сокровища Дальверзинтепа и Халчаяна.
Дальверзинтепа на юге Узбекистана была одним из крупных городов Северной Бактрии. Археологические раскопки выявили здесь несколько историко-культурных слоёв: греко-бактрийский (III-II вв. до н. э.), юэджийско-кушанский или раннекушанский (II-I вв. до н.э.), великокушанский (вторая половина I—II вв. н.э.), позднекушанский или кушано-сасанидский (III-IV вв.) и эфталитский (V в.) и чаганхудатский (VI-VII вв. н.э.) периоды.
Раскопки здесь проводились с 1967 по 1974 год. В экспозиции можно увидеть Бодхисаттву, Дальверзинский клад, голову кушанского принца, головы Будды и Девата с ожерельем, правителя, сидящего на троне, кушанского принца с панцирем, настенную живопись из Ахчаканкалы и другие.

Голова кушанского принца (I-II века н. э.). Найдена при раскопках близ Дальверзинтепы в 1973 году. Головной убор в конусовидно-заострённой форме, украшенной подвесными золотыми украшениями, подчёркивает его статус. Предмет находился среди скульптурных композиций в «Зале царей» Буддийского святилище, где представлены элиты кушанского рода, которая правила в долине Сурхана и имела резиденцию в Дальверзинтепе.

Дальверзинский клад (I век н. э.) был найден 1972 году. Вес составляет — 35 кг. Состоит из 115 золотых предметов, в составе которых есть ожерелье, украшенное драгоценные камнями (бирюза, альмандин), пектораль (нагрудное украшение) с геммой-инталией, где изображена голова Геракла, браслеты, утолщёнными концами, серьги, с тонкой проволокой, бляха (металлическая пластинка с выдавленной надписью) с извивающимся ушастым зверем, длинные прямоугольные слитки с надписями кхароштхи (разновидность древнего индийского письма) много дисковых слитков овальной и неправильной формой.
На выставке выставлены 34 предметов из Дальверзинского клада.

Халчаян — древний город, существовавший в период с середины первого тысячелетия до н. э. до конца III века н. э. на территории Денауского района Сурхандарьинской области Узбекистана. На данной территории археологические раскопки велись с 1959 по 1963 годы.
Правитель на троне (I век до н. э. — I век н. э.). Статуя принадлежала центральной композиции, где представлена царская элита. Антропологический тип лица, особый головной убор, богатый костюм и поза приближает его к представителю Герайского рода, возможно, самого Герая (основателя Кушанской империи), отмечают кураторы выставки.

Статуя вооружённого принца с панцирем (I век до н. э. — I век н. э.). Скульптура изображает красивого, статного молодого мужчину с характерной для Герайского рода по чертам лица. Как следует из описания, изысканность облика, аристократизм породы, выразительность тёмных очей, в которых отражён ясный ум, прирождённое величие таков портрет одного из членов правящего рода, может быть наследника престола.
Красный зал дворцового здания Варахши, VII век н. э., был найден в городище Варахша в Бухарской области в 1953 году. Общий размер зала составлял 12×8,5 м. На его стенах — восточной, южной и западной — сохранились полихромные настенные живописи.
Вдоль всех этих трёх сохранившихся стен установлена суфа (каменный выступ или каменная скамья, выступающая по всей длине стены). Фрагменты живописи сохранились в нижней части стен на высоте до 2 м над суфами. Композиция нижней панели представляет собой сплошную ленту, по которой на охристо-красном фоне группы слонов, сидящие на слонах люди и нападающие на них чудовища. Была отреставрировано в 2022 году реставратором Лувра.

Резное обугленное панно из городища Кафыр-кала (VII-VIII века н. э.). При раскопках цитадели Кафыр-кала (Самаркандская область) был выявлен парадно-монументальный комплекс, богато украшенный росписями и деревянными деталями. Цитадель была разрушена сильным пожаром, который случился здесь, как предполагают исследователи, в период между 712 и 738 годами, в ходе завоевания арабами.
В 2017 году японско-узбекская экспедиция при изучении одного из помещений, которое, по-видимому, было небольшим тронным залом, обнаружила крупные части декора из резного обугленного дерева. Панно было в плохом состоянии при раскопке, однако с 2019 по 2022 годы было отреставрировано реставратором Лувра и на данный момент находится в стабильном состоянии.
Как отмечают кураторы выставки, деревянное панно — уникальный шедевр согдийского искусства. На досках с лицевой стороны вырезана композиция из 46 человеческих фигур, размещённых в четырёх ярусах. Основной сюжет композиции — массовый ритуал поклонения божеству. В центре двух верхних ярусов помещена крупная фигура богини Нана, сидящей на троне в виде лежащего льва.
«Наверное, это самый важный экспонат сегодняшней выставки, потому что он никогда не был экспонирован до этого и находился в не очень надлежащих условиях, когда мы его обнаружили. Совместно с французскими экспертами в течение трёх лет реставрировали поэтапно. Прошло около шести этапов реставрации, чтобы довести до сегодняшних кондиций. На Кафыр-кале мы видим большое разнообразие обликов людей, их костюмов, причёсок… Я думаю, что после этой выставки начнутся очень активные исследования, потому что нам удалось отреставрировать экспонат, но не так много исследований проведено», — сообщила исполнительный директор Фонда развития культуры и искусства Гаянэ Умерова.
Коран из Катта Лангара (VIII век). Рукопись была написана на пергаменте одним из древнейших видов арабского письма — почерком куфи и хиджазий. Средний размер страниц составляет 53×35 см. Долгое время Коран хранился в мечети Лангар-ота Камашинского района Кашкадарьинской области.
Коран был реставрирован с 2019 по 2021 годы реставраторами Лувра. Как следует из описания, страницы до реставрации были очень сухими. Листы стали волнистыми, и на них скопилось очень много пыли. Реставраторы начали процесс консервации с очищения каждой страницы. Книга была в плохом состоянии из-за сильной деформации. Общее количество страниц Корана составляло 208. В Узбекистане находятся 17 страниц. На выставке выставлены 2 страницы. Они включают в себя суру Моида (106−120 аяты) и суру Анъом (1−32 аяты).

Голова Дакшита, считающегося богом зла, укоренённая черепом (VII век н. э.) Скульптура из необожжённой глины, найденная при раскопках буддийского храма VII века в древней Куве (Ферганская долина).
Дакшит — демоническое существо, воинствующее «защитник закона», «хранитель веры» буддизма. Его появление в буддийской сакральной традиции связано с более поздними временами, когда «из-за гонений на буддийскую веру приходилось обращаться к грозным воинам неба в надежде на духовную помощь», говорится в описании.

Будда с монахами из Фаязтепы



Будда с монахами из Фаязтепы (I-II века н. э.) была найдена в 1968 году узбекистанским археологом Лазарем Альбаумом в комплексе Фаязтепа в Термезе, вблизи северо-западных руин старого Термеза.
Будда сидит под священным деревом бодхи, ветви которого образуют нимб, по его сторонам фигуры двух монахов. Вся композиция включена в килевидную арку, опирающуюся на колонны с капителями коринфского типа. Будда сидит в позе размышления, голова слегка наклонена вперёд, лицо в спокойной самоотрешённости. Его тело скрыто под накидкой сангхати. Два стоящих монаха по сторонам держат сложенные ладони в преклонении перед божеством. Руки обоих монахов обломаны.

«Зал послов» из городища Афрасиаб (середина VII — начало VIII века н. э.). В 1965 году в городище Афрасиаб в Самарканде археологи открыли дворцовый комплекс с настенными росписями, относящимися к доарабскому периоду.

Сюжетные росписи украшали все четыре стены большого квадратного зала размером 11×11 м и сохранились в высоту 2,5−2,7 м. Росписи, представленные в центральном зале музея Лувра, украшали зал приёмов в аристократическом доме. Это может быть дворцом самого царя, который должен был находиться на севере городища у подножия цитадели. Возможно, это резиденция семьи царя Вархумана, который царствовал в третьей четверти VII века.
На выставке представлена Южная стена росписи, которая лучше сохранила яркость красок. Согласно китайским хроникам, каждый год в Навруз (Новый год зороастрийцев), согдийские правители возглавляли процессию к мавзолею своих родителей, находящемуся к востоку от столицы (восток и юг у зороастрийцев — направление в рай), а в конце церемонии совершалось жертвоприношение животного.
Центральная часть композиции подтверждает эту интерпретацию. Можно увидеть двух персонажей с повязками на лице — такие и сегодня носят зороастрийские священнослужители, чтобы не осквернять своим дыханием священный огонь. Здесь изображены не жрецы (мужчины одеты в светские костюмы и вооружены), а представители знати, которая считала за честь сопровождать жертвенных животных.
Как говорится в описании, осёдланная лошадь использовалась в погребальных жертвоприношениях и вероятно предназначена богу солнца и судье мёртвых Митре. Что касается гусей, то они, возможно, предназначались Зурвану, которого согдийцы отождествляли с богом Брахмой, — богом бесконечного времени, который имел четыре облика и его символом были дикие гуси.
Директор Института искусствознания Академии наук Шокиржон Пидаев назвал фреску из Афрасиаба «бесценной». По его словам, экспонат был найден во время строительства дороги.
«Фреску выкапывали в течение шести лет, поскольку если её выкопать сразу, то из-за взаимодействия с кислородом могут пропасть цвета. Поэтому археологи выкапывали по чуть-чуть и сразу же наносили специальные химические средства. Кроме того, не получится сразу вытащить 11-метровую фреску, поэтому пришлось её разделить», — отметил он.
Шокиржон Пидаев сказал, что выставка имеет историческое значение, поскольку экспонаты впервые выставляют в Европе. «Лувр посещают со всего мира. После того, как туристы увидят фреску, у них появится желание посмотреть место, где оно было найдено. Это, естественно, поможет развивать туристический потенциал Узбекистана. Это всё взаимосвязано. Например, в 2018 году мы выставлялись в Южной Корее в течение года, спустя три месяца после выставки Узбекистан начали посещать группы туристов из этой страны», — сообщил он.
Научный куратор выставки Рокко Ранте отметил, что выставка Узбекистана — первая выставка про историю Центральной Азии в Лувре. «В Институте арабского мира была очень маленькая выставка… Научные кураторы опубликовали маленький каталог только про Самарканд, а сейчас представляется весь Узбекистан», — отметил он.

«Газета.uz»  

Оставить комментарий

РЕКОМЕНДАЦИИ К РАЗМЕЩЕНИЮ КОММЕНТАРИЕВ:
1) Не употребляйте ненормативную лексику.
2) Не оскорбляйте автора статьи или авторов комментариев.
3) Не размещайте в поле комментария статьи других авторов или ссылки на них.
4) Комментируя статью, не отклоняйтесь от ее тематики, не вступайте в перепалку с собеседниками.
5) Не размещайте в комментариях рекламную информацию.
6) Не допускайте в комментариях разжигания межнациональной розни.
ПРИМЕЧАНИЯ:
- Авторы публикаций не вступают в переписку с комментаторами и не обсуждают собственные с материалы.
- Редакция не несет ответственности за содержание комментариев.
АДМИНИСТРАЦИЯ САЙТА ПРЕДУПРЕЖДАЕТ – категорически запрещено обсуждать в форуме политику редакции или действия модератора, а так же распространять личные сведения о сотрудниках редакции и владельцах сайта.

Еженедельный гороскоп:
horoscope

Связь с редакцией:
 mahalya@list.ru