06:30 02/11/2020 0
Скандалы
"Коэн написал: "настоящий Казахстан - прекрасная страна с современным гордым обществом, противоположным версии Бората". Думаю, этого будет вполне достаточно для снятия всех возникающих вопросов к Коэну" (мнение одного из интернет-пользователей).
После недавнего кошмара с выходом "Борат-2", фактов надругательства над казахстанским флагом и пр., суть морального состояния Казаха можно передать через такой образ: на прилично одетого, идущего горделивой походкой человека кто-то специально вылил ведро помоев. Какой должна быть нормальная реакция? Реакция адекватного, уважающегося себя мужчины, свободного гражданина, не раба или изгоя? Разумеется, как следует наказать своего виновника: дать по морде, привлечь к юридической ответственности.
Издревле у многих народов был довольно суровый, но справедливый принцип юриспруденции и морали "талион", правило "симметричного" возмездия, "око за око, зуб за зуб", когда мера наказания должны точно соответствовать причиненному вреду от совершенного преступления. В то же время по форме наказание могло быть по взаимному согласию сторон заменено соответствующей денежной компенсацией. В мусульманском шариате такой принцип "симметричного" возмездия называется "кысас", к нему прибегали и казахские судьи-бии, которые нередко практиковали уплату "кун" (плата за убийство, оскорбление и пр.).
А может ли быть такое, что пострадавший не может наказать виновника? По тем или иным причинам, в силу юридически бесправного статуса, своей физической немощи и т.п. Да, может. И тогда реакция несправедливо пострадавшего, но имеющего чувство собственного достоинства человека должна быть минимум следующей: он молча отойдет в сторону и погрузится в собственное горе, на какое-то время уйдет "в себя", шокированный как фактом оскорбления, так и тем обстоятельством, что он не может достойно ответить обидчику.
При этом далее, возможно, он, подобно герою известного романа Александра Дюма бедному моряку Эдмону Дантесу будет с Богом в душе обдумывать свой мудрый план расследования и справедливой мести и ждать часа Х, когда он предстанет перед врагами в ином образе - богатого и эксцентричного графа Монте-Кристо, который станет для стародавних клеветников орудием Божьего Правосудия…
А вот еще вспомнился один впечатляющий эпизод из документального фильма о жизни пингвинов в Антарктиде. У самки пингвина на ее глазах умер (замерз) детеныш, и в тот момент, когда ей пришло осознание случившегося факта и необратимости горя, Мать-Пингвиниха смиренно и то же время величественно подняла свою голову с длинным клювом вверх, прямо в небо (словно обратившись к Богу), и на какое-то мгновение Птица замерла в этой гордой позе скорби и молчания.
И здесь мы хотим сказать: порой даже звери и птицы ведут себя более достойно и благородно, нежели многие современные казахи. В данном случае речь идет о реакции на поражение, горе или унижение. А что наши казахи? Судорожным движением, быстро, по-лакейски вытерев от помоев и дерьма Саши Коэна свое, давно разучившееся краснеть лицо (с бегающими глазами), даже элементарно не подумать о тайм-ауте для обдумывания и катарсиса (после всей этой грязной, тяжелой истории), т.е. как ни в чем не бывало они тут же начали суетиться, пыхтеть и сопеть, громко крякать и кудахтать на "актуальную" тему: как нам умно и хитро спасти подмоченную репутацию "независимой" Республики.
Кстати, в казахской традиции глупую реакцию человека, попавшего в неловкую ситуацию комментировали насмешливой фразой: "Ұялған тек тұрмас" ("смущенный, чтобы скрыть смущение, будет суетиться"). Здесь имеется в виду именно слабый, глупый человек, который, сконфузившись, сразу впадает в заискивающую суетливость, начнет нечленораздельно мычать и бормотать что-то, лихорадочно искать в уме некие слова оправдания, порой извиваться в словах, также он будет нервно крутить усы, смущенно теребить пуговицы, края своей одежды и пр. Смотрится все это, конечно, весьма жалко и достойно презрения. И всегда было известно, что так ведут себя плебеи и глупцы!
Когда-то в древней казахской культуре были соответствующие знания и аристократический этикет, следуя которым, даже попав в неприятную ситуацию, человек мог и даже был обязан сохранять самообладание и вести себя более достойно. Заметим, что воины-номады были людьми серьезными, если не сказать хмурыми и суровыми, также немногословными; многословие стало привычкой народа в эпоху колониальной зависимости от России.
Известно, что порой глубокомысленное молчание производит больше впечатления и вызывает уважение окружающих, нежели неуместное краснобайство, демагогия, политическая трескотня. Не зря существует понятие "искусство молчания". Мы не умеем красиво и загадочно молчать, как это делает, например, Китай. Также не гоняется за "понтами" и имиджем Япония. Она просто творит свою цивилизацию, и плоды этой цивилизации и творчества и есть ее имидж. Даже наша соседняя Туркмения часто отмалчивается по поводу нелестных высказываний в свой адрес, т.к. живет по принципу "собаки лают, а туркменский караван идет". И они во многом правы. Уже и Россия решила теперь особо не суетиться по поводу того, чтобы "не ударить в грязь лицом перед Западом и миром".
Да, можно и нужно было единожды "дать по морде" и подать в международный суд на этот расистский фильм "Борат". А затем забыть все, быть выше этого дерьма. Как учили предки, "Акымакпен акымак болма" (Не водись с дураком, чтобы не одуреть самому). Но если такой рыцарский поступок тебе сейчас не под силу, ибо кишка тонка и дух слаб, то хотя бы пока просто ПОМОЛЧИ, Казах!
Вместо этого особенно чинуши, горе-менеджеры, помешанные на коммерциализации всего и вся разные "болашаковцы" - все вместе начали теперь нести пургу и трескотню по поводу того, как исправить имидж страны. Их "гениальный подход" заключается, оказывается, в том, чтобы сначала провоцировать молодежь на глупый хэштег в соцсетях
Связь с редакцией:
mahalya@list.ru