06:30 07/11/2021 0
Социум
Начинают появляться первые признаки серьёзных вызовов и рисков, угрожающих существованию Узбекистана, как суверенного государства. Абдулла Абдукадиров предлагает своё видение тех угроз, которые считает основными и прогноз возможных сценариев развития событий. Это первая часть статьи, в которой речь пойдет про политические риски.
Источник: Фундаментальные угрозы развитию Узбекистана
Радикализация религиозных взглядов
Время показало, что «Талибан» причисляет себя к течению «деобандизм» – одному из наиболее жестких внутри ислама. Учение, возникшее в 1867 году в одном из медресе индийского города Деобанд, призывало сторонников сопротивляться колонизации Индии британскими войсками.
Историческая справка:
Деобандисты считают, что традиционный ислам сделал слишком много уступок внешнему миру, поэтому его необходимо очистить. В Центральную Азию идеи деобандизма стали проникать вслед за суфизмом.
«Чтобы жить в соответствии с чистой исламской традицией, они приняли Таклид (приверженность старым интерпретациям писания) и отвергли богословов, интерпретирующих положения ислама с учетом изменений, произошедших в мире со временем», – так описывается деобандизм в докладе Института иностранных языков Центра подготовки армии США.
«Талибан» начал адаптировать деобандизм к афганским реалиям с начала 90-х. Например, разрешается убить лишь в ответ на убийство (принцип «око за око»), но «достойным поступком» считается простить оппонента. Талибан отказался от принципа преобладание «достойных поступков» над разрешенными действиями, поскольку у разных племен и народов, живущих в стране, было разное понимание того, что допустимо и что достойно.
К 1998 году талибы существенно разбавили деобандизм положениями из кодекса поведения пуштунских племен «Пуштунвали», сделав свою систему взглядов еще более радикальной.
«С точки зрения деобандистов, цель правительства – быть проводником божественной воли, а не гарантировать индивидуальные права и свободы граждан», – отмечается в «Талибан. Ислам, нефть и новая Большая игра в Центральной Азии», изданной в 2000 году.
Первые 25 лет независимости система взаимоотношений правительства Узбекистана с религией строилась на «направлении в нужное русло» религиозных лидеров, которые, порой, толковали ислам своеобразно. Поэтому толкование ислама, напоминающее деобандистское, когда духовный лидер общины становится главным проводником истины нашло место в некоторых религиозных общинах Узбекистана. Подобное положение может привести к отставанию и невежеству, и в недалеком будущем – к социальным столкновениям.
Система подбора кадров на государственную службу, основанная на принципе личной преданности, только усугубляет этот процесс. То есть работает обратная селекция: главное преданность, а низкая квалификация, получается, не порок. Люди, отобранные на госслужбу по такому принципу, будут прекрасно понимать уязвимость собственного положения. Поэтому они могут в услужливом служебном рвении преступить закон, чтобы исполнить поручения, которые, порой, выходят далеко за пределы законов страны.
Это уже вызывает молчаливое возмущение общества, и дальнейшая поддержка этой линии убьёт государственность. Складывается впечатление, что выращивается генотип бездушных, малограмотных, но преданных чиновников.
Такой способ отбора кадров, манипулирования общественным сознанием, возможно, и дает гарантию стабильности властных структур, но прогресса в таком обществе не будет. Первые 25 лет независимости это доказали, что и было признано публично. Экономические трудности будут нарастать и для удержания недовольства, вполне возможно, будет призван радикальный ислам. Некоторая часть общества уже вместо образования и просвещения ищет ответы на вызовы времени в религии, разделяя общество на «мы» и «они», что есть источник «языка вражды», т.е. основа возникновения раскола общества. Первые результаты такого хода событий уже налицо в виде увеличившихся в разы случаев бытового насилия с использованием религиозных аргументов и ножей.
Если срочно не выработать государственные меры по сдерживанию влияния таких учений, нас ждут смутные времена.
Признаки давления на суверенитет
После заявления руководством страны, что Узбекистан не будут вступать в какие-либо военные блоки, агрессивная риторика по предупреждению руководства страны от «необдуманных поступков» усилилась. Если раньше в публичном пространстве открыто не угрожали Узбекистану, то теперь это делается регулярно. И речь уже не идет о прозрачных намеках на трудности с экспортом овощей и фруктов из Узбекистана или проблемах с экспортом трудовых ресурсов. Угроза сейчас обрела форму конкретного военного вмешательства с помощью третьих стран. Политтехнологи совершенно однозначно говорят, что в случае размещения иностранных военных сил в Узбекистане, страна превратится в некое подобие Сирии и Ирака.
Политика умеренного центризма в переговорах с крупными странами, имеющими свои стратегические интересы в Центральной Азии, никогда не имела успеха. Поэтому для Узбекистана нет иной альтернативы, кроме укрепления собственной экономики, гражданского общества и обороноспособности, в том числе за счет диверсификации вооружения, имея в виду современные роботизированные технологии воздушной разведки и огневого поражения. Мы должны более последовательно защищать собственные цели развития, без особой оглядки по сторонам.
Какие они, наши цели?
Связь с редакцией:
mahalya@list.ru