Logo
28 Марта 2024 г,
Четверг

Семилетняя реорганизация таджикской милиции в полицию грозит обернуться пшиком

 06:31  11/04/2019  0

Соседство

Семилетняя реорганизация таджикской милиции в полицию грозит обернуться пшиком Таджикистан остается в числе четырех стран СНГ, где органы внутренних дел все еще именуются милицией, и единственной страной, в которой сотрудники МВД носят униформу времен СССР. Все остальные республики постсоветского пространства в разные годы преобразовали органы правопорядка в полицию. Таджикистан тоже пошел по пути реформирования органов внутренних дел, этот процесс продолжается уже седьмой год, и ожидается, что уже в 2020 году на сотрудниках МВД будет новая форма с нашивками «полиция». Однако для завершения реформы республике предстоит найти десятки миллионов долларов, которые госказна выделить не может.

В последние советские годы в Таджикистане насчитывалось около 11 тысяч сотрудников МВД, включая ОБХСС (отделы по борьбе с хищениями социалистической собственности) и управления наказаний, которые позднее были переданы в ведение Министерства юстиции. В настоящее время МВД Таджикистана состоит из трех десятков управлений. Данные о числе сотрудников МВД нигде не публикуются — видимо, эта информация негласно отнесена к секретным сведениям, как и многое другое в стране. Эксперты же утверждают, что за годы независимости количество сотрудников МВД увеличилось в разы. Так, по оценке главы Социал-демократической партии Таджикистана, известного юриста Рахматилло Зойирова, озвученной еще 7 лет назад, число сотрудников МВД в то время достигало 36 тысяч человек.

«Для 8-миллионного населения Таджикистана (сейчас уже 9-миллионного. — Прим. «Ферганы») достаточно 9 тысяч милиционеров. Но число сотрудников МВД по штату 36 тысяч, то есть вместо обеспечения спокойствия населения МВД, напротив, используется для сдерживания инициатив граждан и ограничения их конституционных прав», — сказал Зойиров.

По международным нормам на 400 городских и 800-1000 сельских жителей должен приходиться один полицейский. Если исходить из этих норм, то на 9,2 млн жителей Таджикистана необходимо около 12,5 тысячи сотрудников милиции. То есть именно такого числа стражей правопорядка достаточно для успешной борьбы с криминалом. Если их больше, а криминогенная ситуация остается неблагополучной и уровень преступности высок, то возникает вопрос о недостаточной эффективности работы сотрудников правоохранительных органов.

Опасная милиция

Люди, жившие при СССР, с теплотой вспоминают советских милиционеров. Известная фраза «родная милиция нас бережет» была не пустым звуком. Милиции доверяли, стражей правопорядка считали высоконравственными и неподкупными людьми. Союз развалился, в Таджикистане началась гражданская война (1992-1997 гг.), во время которой многие сотрудники милиции погибли, еще большее число выехало за пределы страны. На их место пришли люди, не подготовленные как в профессиональном, так и моральном плане. Многие из них в период безденежья и разрухи расценивали свою работу как способ обогащения, причем любыми методами. В среде работников милиции укрепилась коррупция, преступники за большие деньги могли откупиться от наказания, а невинные люди под пытками признавались в не совершенных ими преступлениях.

Тяжелые психологические и физические травмы, увечья и гибель людей в результате контактов с сотрудниками милиции стали происходить в Таджикистане с ужасающей регулярностью. Об этих фактах говорят между собой люди, сообщают СМИ республики и НПО, работающие в сфере противодействия пыткам. Работа МВД стала вызывать у населения наибольшие нарекания по сравнению с другими силовыми структурами. Исследование, проведенное общественной организацией «Панорама» в 2005 году, показало, что больше всего случаев насилия и пыток зафиксировано со стороны оперативников и следователей милиции (77%), за ними идут следователи прокуратуры (11,5%), сотрудники ИВС/СИЗО (2%), оперативники Госкомитета национальной безопасности (ГКНБ) – 1,5%.

В последующие годы ситуация не претерпела значительных изменений. В 2017 году Коалиция гражданского общества Таджикистана против пыток и безнаказанности проанализировала жалобы на пытки за несколько лет и выяснила, что из 200 обратившихся 120 (60%) пострадали от пыток со стороны сотрудников милиции. На остальные силовые структуры приходится гораздо меньше жалоб.

Милиционеры также лидируют по количеству других правонарушений, совершаемых сотрудниками правоохранительных органов: взятки, превышение должностных полномочий. В Коалицию против пыток за правовой помощью ежегодно обращаются десятки людей, пострадавших от рук стражей правопорядка. И это не все жертвы пыток, а лишь те, кто осмеливается заявить о происходящем и добиваться наказания виновных.

Так, таджикистанцы были возмущены внезапной и трагической гибелью в 2009 году молодого врача-онколога Хуршеда Бобокалонова, которого затолкали в милицейскую машину и увезли в отдел только за то, что он не подчинился грубому требованию милиционеров на улице показать содержимое его сумки. Живым из ОВД Хуршед уже не вышел. Виновные в его гибели до сих пор не наказаны.

В 2010 году в здании УБОП Согдийской области Таджикистана от пыток погиб 30-летний Исмонбой Бобоев. Расследование дела о его гибели продолжает уже восемь лет. В июне прошлого года адвокат Абдурахмон Шарипов подал в суд на Генпрокуратуру Таджикистана, допустившую, по его мнению, нарушение подследственности по этому делу.

В марте 2018 года в Душанбе после допроса в милиции скончался автомеханик Абдурахмон Назаров. Его родственники утверждают, что смерть наступила в результате пыток, так как на теле Назарова они видели синяки, но в МВД сообщили, что причиной его гибели был инфаркт. Таких трагических случаев много — обо всех не расскажешь. Только за 2018 год Коалиция против пыток зафиксировала 44 жалобы на пытки и жестокое обращение.

Без доверия

Между тем в начале 2019 года МВД обнародовало результаты опроса 2,8 тысячи таджикистанцев, свыше 80% из которых оказались довольны работой органов внутренних дел. Эта информация вызвала сомнение и даже протест в соцсетях, где люди делились своим печальным опытом контактов с милиционерами. Многие писали, что не доверяют милиции и даже в случаях опасности стараются избегать взаимодействия с ней. Газета «Азия-Плюс» опубликовала аналогичный опрос на своем сайте и получила совсем другой результат: более 75% (428 из 568) респондентов на вопрос «Вы доверяете таджикской милиции?» выбрали вариант ответа «Нет, я ее даже боюсь».

Президент страны Эмомали Рахмон в своем выступлении в ноябре 2018 года по случаю Дня таджикской милиции довольно жестко раскритиковал ее работу. Он привел данные о росте преступлений служебного и должностного характера среди сотрудников правоохранительных органов.

«За 2017-2018 годы зарегистрировано 160 преступлений, совершенных работниками органов внутренних дел, 113 случаев из которых составляют преступления коррупционного характера», — сообщил он, отметив, что имеют место факты сокрытия от регистрации преступлений, незаконного задержания и приостановления предварительного следствия.

«Каждый незаконный допрос и необоснованный привод становится причиной смятения, беспокойства, душевного расстройства не только одного человека, но и его родных и близких, а хуже всего — снижает доверие людей к органам правопорядка», — сказал глава государства.

Он призвал руководство МВД более серьезно отнестись к вопросам подбора и расстановки кадров с учетом уровня профессионализма и образованности, верности родине, человеческих качеств и моральной стойкости работников. «Для этого необходимо подбор кадров осуществлять посредством конкурсов, регулярно проводить аттестацию сотрудников и не допускать проникновения в ряды органов случайных людей», — подчеркнул президент.

Лицом к гражданскому обществу

Многие в Таджикистане считают, что необходимость реформы милиции в стране назрела давно. Собственно, сама реформа была провозглашена еще в апреле 2012 года, когда Эмомали Рахмон поручил чиновникам подготовить и представить соответствующую программу и новый закон «О полиции». За это время МВД в сотрудничестве с ОБСЕ осуществило разработку наиболее важных нормативно-правовых документов по реформе милиции.

В марте 2013 года была утверждена Стратегия реформы милиции на 2013-2020 годы, в мае 2014 года — Программа реформы (развития) милиции в Таджикистане на 2014-2020 годы, в январе 2017 года был опубликован проект Закона «О полиции». Последний, как сообщают сотрудники МВД на встречах с общественностью, базируется на международных стандартах, разработанных ООН, в частности, нормах поведения сотрудников полиции во время вооруженных конфликтов, правилах по обеспечению прав граждан, кодексе полицейской этики.

Каких-либо внешне заметных перемен в деятельности органов внутренних дел, казалось бы, не произошло — по крайней мере, ни эксперты, ни простые граждане их пока не ощутили. Однако в организационном плане кое-что уже изменилось. За 2014-2018 годы в МВД была создана собственная служба внутренней безопасности, внедрена система видеонаблюдения за дорожным движением «Безопасный город», введена должность инспектора по предотвращению насилия в семье, ужесточен порядок приема на работу новых сотрудников, введен конкурсный отбор на вакантные должности.

Для укрепления материальной базы районных органов внутренних дел были отремонтированы и оснащены 200 опорных пунктов милиции. Совместно с ОБСЕ создаются новые «модельные милицейские участки», в которых работают по крайней мере один сотрудник милиции, ответственный за исполнение базовых функций, психолог и представитель гражданского общества.

Начало налаживаться сотрудничество МВД с НПО и СМИ. В 2014 году при поддержке ОБСЕ были созданы общественные советы по реформе милиции, в которые вошли юристы, общественные деятели, представители НПО, журналисты. Всего по республике действуют семь таких советов. Появление общественных советов многие считают наиболее значимым результатом реформы.

«Первые три года общественный совет работал над содержанием документов, касающихся реформы: мы постатейно изучали и обсуждали Закон «О полиции», вносили свои предложения, протоколировали их и передавали руководству МВД. Мы разработали инструкцию для полисмена, правила аттестации, добились права участвовать при проведении экзаменов в Академии МВД. В настоящее время наступил второй этап работы совета: мы сами проводим в регионах тренинги для сотрудников милиции, объясняем им предстоящие изменения, много говорим о требованиях, предъявляемых к их работе. Например, юристы рассказывают о правах полиции и граждан при задержании. Одновременно изучаем и проблемы милиционеров, среди которых — низкая зарплата, слишком большие участки и количество населения, отсутствие транспорта, неоплачиваемая сверхурочная работа и казарма», — рассказала «Фергане» журналист Джамиля Хусейнова, председатель комитета по этике головного общественного совета при МВД.

Провозглашаемые цели

«Основной целью реформы является обеспечение верховенства закона, его демократизация для надежной защиты прав и свобод граждан. _

Оставить комментарий

РЕКОМЕНДАЦИИ К РАЗМЕЩЕНИЮ КОММЕНТАРИЕВ:
1) Не употребляйте ненормативную лексику.
2) Не оскорбляйте автора статьи или авторов комментариев.
3) Не размещайте в поле комментария статьи других авторов или ссылки на них.
4) Комментируя статью, не отклоняйтесь от ее тематики, не вступайте в перепалку с собеседниками.
5) Не размещайте в комментариях рекламную информацию.
6) Не допускайте в комментариях разжигания межнациональной розни.
ПРИМЕЧАНИЯ:
- Авторы публикаций не вступают в переписку с комментаторами и не обсуждают собственные с материалы.
- Редакция не несет ответственности за содержание комментариев.
АДМИНИСТРАЦИЯ САЙТА ПРЕДУПРЕЖДАЕТ – категорически запрещено обсуждать в форуме политику редакции или действия модератора, а так же распространять личные сведения о сотрудниках редакции и владельцах сайта.

Еженедельный гороскоп:
horoscope

Связь с редакцией:
 mahalya@list.ru