Logo
24 Апреля 2024 г,
Среда

Сложные галсы Военно-морских сил Казахстана

 06:30  13/02/2023  0

Соседство

Сложные галсы Военно-морских сил Казахстана

В нынешнем году Военно-морские силы (ВМС) Казахстана торжественно отметят свое 30-летие. 2 апреля 1993 г. первый президент Республики Казахстан (РК) Нурсултан Назарбаев подписал указ о создании ВМС. Причины формирования флота понятны: у этой страны, из всех прикаспийских государств, самая протяженная береговая линия – 2340 км и длинная морская граница.

Перед ВМС и Береговой охраной Казахстана ставится задача защиты неприкосновенности и территориальной целостности, суверенитета и экономических интересов в Каспийском море. Они осуществляют охрану и оборону объектов морской экономической деятельности. Военные моряки обеспечивают также навигационно-гидрографическую безопасность мореплавания. Во взаимодействии с Министерством по чрезвычайным ситуациям РК, ВМС проводят поисково-спасательные работы, оказывают помощь государственным органам при осуществлении ими природоохранных и контрольных функций.

Трудный период становления
Так получилось, что Военно-морские силы РК создавались дважды. Краснознаменная Каспийская флотилия ВМФ СССР при ее разделе в 1992 году утратила около 15 боевых кораблей и большое количество судов обеспечения, отошедших азербайджанской стороне. В Азербайджане осталась главная база флотилии – Баку. Казахстан же, как и Туркменистан, тогда отказался от своей доли. Вот что по этому поводу говорил первый командующий ВМС РК контр-адмирал Ратмир Комратов: "Казахстан в то время официально отказался от дележа флота, полагаясь на то, что наши интересы на Каспии будет защищать Россия". Но весьма скоро начались разработки нефтяных месторождений. Потребовалось срочно создавать свой флот для защиты национальных интересов.

При очередном разделе советской Каспийской флотилии Казахстану отошло 18 единиц. Но базировать их было негде: Гурьевский (Атырауский) порт не годился из-за мелководья, Шевченковский (Актауский) – был плохо оборудован. Зимы 1993-1994 гг. и 1994-1995 гг. и без того достаточно изношенным судам пришлось провести на внешних рейдах, вырабатывая ресурс механизмов колкой льдов и поддержанием жизнедеятельности основных корабельных систем.

Тогдашний вице-президент США Альберт Гор пообещал безвозмездно передать Казахстану шесть списанных из состава Береговой охраны США патрульных катеров типа Point. Первый и единственный из них добрался до Каспия в июле 1994 года, но этот физически и морально устаревший катер не представлял сколько-нибудь серьезной силы и вскоре был списан.

К октябрю 1996 года в составе ВМС Казахстана насчитывалось девять небольших катеров, в том числе полученных от США и Германии, а также девять вертолетов (Ми-8, Ми-2). Главная база ВМС РК располагалась в порту Актау (Шевченко). Руководили работами по созданию казахстанского флота капитаны 1-го ранга Петр Редьков и Владимир Ращупкин.

В октябре 1997 года была достигнута договоренность о поставке из России двух тральщиков и двух сторожевых катеров в счет "байконурского долга".

Как известно, флот – дело дорогое и хлопотное. Казахстану явно не хватало средств на его содержание и обучение личного состава. 17 ноября 1997 года, после нескольких аварий на флоте, указом Нурсултана Назарбаева ВМС республики были расформированы как вид Вооруженных Сил. Оставшиеся на плаву катера и суда вместе с экипажами передали морским пограничникам – Береговой охране.

Но мечта о Военно-морских силах Казахстана не умерла. Для подготовки кадров в 2001 года в Актау начало функционировать Высшее военно-морское училище Министерства обороны РК. Оно было рассчитано на одновременное обучение 180 курсантов (постановлением правительства Республики Казахстан №684 от 10 июля 2003 г. училище переименовано в Военно-морской институт).

Намерение вновь создать национальные ВМС обосновал 17 февраля 2003 года тогдашний министр обороны РК М. Алтынбаев. Он заявил о необходимости "обеспечить безопасность нефтеносных районов на Каспии, куда вложены большие иностранные инвестиции, путем осуществления контроля воздушного, надводного и подводного пространства". Вскоре последовал указ президента РК от 7 мая 2003 г. №1085 "О мерах по дальнейшему совершенствованию структуры Вооруженных Сил Республики Казахстан". В нем правительству предписывалось "обеспечить образование органов управления Военно-морских сил и создание необходимой инфраструктуры ВМС в соответствии с государственной программой военного строительства в Республике Казахстан на период до 2005 года". Тогда же была разработана концепция развития ВМС.

К тому моменту ВМС РК представляли печальное зрелище. Два турецких сторожевых катера проекта AB-25 "Тюрк", полученные в 1999 и 2001 гг., были утрачены. Один сгорел, другой из-за плохого технического состояния списан.

В 2006 году с большой помпой был встречен отряд из трех артиллерийских катеров типа Sea Dolphin, фактически подаренных Астане Южной Кореей по символической цене 100 долларов за штуку. Это был отличный маркетинговый ход, но из-за низкого технического состояния службу они фактически не несли. Все эти катера в 2014 году пришлось списать.

Остро встал вопрос об обновлении военно-морской техники.

Страсти вокруг "Катрана" и "Торнадо"
В 2010 году в Астане проводилась первая международная выставка вооружения и военно-технического имущества "KADEX 2010". Значительными были разделы военно-морской техники.

На стенде Рособоронэкспорта всеобщее внимание привлекала тогда модель малого ракетно-артиллерийского катера проекта 20970 "Катран", специально созданного ЦМКБ "Алмаз" по требованиям ВМС Казахстана. Катера данного типа предназначены для борьбы с надводными кораблями и боевыми катерами противника, несения патрульной службы по охране морского района, ведения разведки, огневой поддержки десантов. При водоизмещении 280 т и длине 46 м "Катран", оснащенный двумя дизельными двигателями и двумя водометными движителями, мог развивать 42-узловый ход и пробегать 2200 миль. Мореходные качества достаточны для безопасного плавания при состоянии моря до 7 баллов и эффективного использования оружия на волнении до 5 баллов включительно без ограничений по курсу и скорости. Непотопляемость обеспечивалась при затоплении двух любых смежных отсеков.

Состав вооружения "Катрана" сбалансирован. Наряду с высоким ударным потенциалом он гарантировал эффективную самооборону корабля от надводного и воздушного противника. Главное оружие – две счетверенные пусковые установки для ПКР Х-35Э или Х-35УЭ с дальностью поражения надводных целей 130 и 260 км соответственно. Артиллерия представлена универсальным 57-мм орудием А-220М с темпом стрельбы 300 выстрелов в минуту и дистанцией стрельбы 12 км, двумя шестиствольными 30-мм автоматами АК-306 с цифровой системой управления стрельбой "Багира", а также двумя 12,7-мм пулеметами. Защита от ударов с воздуха возложена на комплекс 3М-47 "Гибка", обеспечивающий наведение и дистанционный автоматизированный пуск ЗУР типа "Игла-М". Достаточно эффективными для решения задач ПВО являлись и вышеперечисленные артиллерийские системы корабля.

Активная трехкоординатная РЛС "Позитив-МЭ 1.2" выполняет функции БИУС по целеуказанию и целераспределению. Автоматизированная система управления включает интегрированную мостиковую систему (АРМ командира корабля, вахтенного офицера, штурмана и рулевого), предусмотрена система управления техническими средствами. Для радиоэлектронного подавления головок самонаведения ракет противника на "Катране" размещается комплекс постановки пассивных помех ПК-10. По требованию заказчика катер может иметь опускаемую ГАС обнаружения подводных диверсионных сил и средств "Анапа-МЭ", а также ручной противодиверсионный гранатомет ДП-64.

Автономность катера по запасам провизии – 10 суток. Для экипажа на "Катране" созданы комфортные условия: предусмотрены каюта командира, двухместные каюты офицеров, четырехместные – для старшин и восьмиместные кубрики для рядовых, кают-компания офицеров и столовая команды.

Там же, на "KADEX 2010", южнокорейская судостроительная фирма STX показала модель своего катера аналогичного назначения. При характеристиках, близких "Катрану", он все-таки проигрывал ему по ряду качеств. Так, осадка "южнокорейца" на 20 см больше. Кажется – пустяк, но в мелководных акваториях северо-восточного Каспия это важное обстоятельство. Проигрывал южнокорейский катер российскому и по вооруженности. Если количество противокорабельных ракет на них одинаковое (4 штуки), то 57-мм артиллерийская установка А-220М на российском катере по огневой мощи превосходит 40-мм спаренный автомат корейского аналога. Турельная установка зенитно-ракетного комплекса "Гибка" и шестиствольный 30-мм автомат АК-630М российского корабля значительно эффективнее того же 40-мм автомата и 20-мм пушки корейского катера при отражении атак с воздуха. На российском катере предполагалась опускаемая гидроакустическая станция и противодиверсионный гранатомет, а на южнокорейском – ничего похожего нет.

Кроме всего прочего, фирма STX предлагала строить только сам катер, а вот договариваться с субподрядчиками о его вооружении и оснащении электронным снаряжением – дело казахстанской стороны. Это не устраивало Астану. Впрочем, имелись в Казахстане лица, утверждавшие, будто Южная Корея предлагает более низкие цены. Конечно, "пустой", то есть без насыщения вооружением и электроникой, корабль стоит заметно дешевле. Но известно, что на долю электроники и вооружения приходится львиная доля стоимости современных боевых единиц флота.

"Катраны" предполагалось строить на казахстанском предприятии – Уральском заводе "Зенит". С ним даже был подписан предварительный контракт.

На "KADEX 2010" на стенде Рособоронэкспорта, во время осмотра выставки, к нему подошел Нурсултан Назарбаев. Представители ЦМКБ "Алмаз" рассказали президенту о "Катране". Назарбаев внимательно слушал, а потом сказал, обращаясь к окружавшим его министрам и другим высокопоставленным чиновникам: "Будем строить!" Но те или не захотели услышать, либо не пожелали выполнять распоряжение Верховного главнокомандующего ВС РК.

Похожая история случилась и с малыми ракетными кораблями проекта 21632 "Торнадо" разработки Зеленодольского ПКБ, которые планировалось построить на Зеленодольском заводе имени А.М. Горького для ВМС Казахстана.

При полном водоизмещении 560 т, длине 61,4 м и ширине 9,6 м эти МРК должны развивать максимальную 26-узловую скорость полного ход и иметь дальность плавания экономической скоростью 2300 миль. Стелс-технологии придают им малую заметность. Вооружение включает две счетверенные пусковые установки ПКР "Уран-Э" или "Уран-УЭ", универсальную 100-мм артиллерийскую установку А-190, ЗРК "Гибка", два шестиствольных 30-мм автомата АК-306, два 14,5-мм пулемета и противодиверсионные гранатометы ДП-64 с опускаемой ГАС "Анапа-МЭ".

Переговоры о приобретении Казахстаном МРК "Торнадо" велись несколько лет. В 2006 году была даже анонсирована сделка об их покупке. Но в итоге все закончилось ничем.

Если бы Астана реализовала проекты "Катран" и "Торнадо", то сегодня ВМС Казахстана были бы одними из сильнейших на Каспии.

Заманчивые предложения и не сбывшиеся ожидания
Конкуренция на казахстанском военно-морском рынке оказалась чрезвычайно высока. Уже на выставке "KADEX 2012" южнокорейская фирма STX Offshore

Оставить комментарий

РЕКОМЕНДАЦИИ К РАЗМЕЩЕНИЮ КОММЕНТАРИЕВ:
1) Не употребляйте ненормативную лексику.
2) Не оскорбляйте автора статьи или авторов комментариев.
3) Не размещайте в поле комментария статьи других авторов или ссылки на них.
4) Комментируя статью, не отклоняйтесь от ее тематики, не вступайте в перепалку с собеседниками.
5) Не размещайте в комментариях рекламную информацию.
6) Не допускайте в комментариях разжигания межнациональной розни.
ПРИМЕЧАНИЯ:
- Авторы публикаций не вступают в переписку с комментаторами и не обсуждают собственные с материалы.
- Редакция не несет ответственности за содержание комментариев.
АДМИНИСТРАЦИЯ САЙТА ПРЕДУПРЕЖДАЕТ – категорически запрещено обсуждать в форуме политику редакции или действия модератора, а так же распространять личные сведения о сотрудниках редакции и владельцах сайта.

Еженедельный гороскоп:
horoscope

Связь с редакцией:
 mahalya@list.ru